Природа искусно вписала в Черноморское побережье Кавказа просторную и глубокую бухту, получившую название Цемесская. Высокие, покрытые лесами горы, окружающие бухту, образовали в этом месте гигантский амфитеатр, в центре которого, как бы раздвинув горы, раскинулась широкая долина с небольшой рекой.
Живописные берега незамерзающей Цемесской бухты уже в древние времена привлекали людей. Известно, что в 1 в. до н. э. на Черноморское побережье Кавказа пришли эллины и основали здесь ряд колоний. Центром обширного Бос-порского царства стал Панти-капей (современная Керчь). Ученые полагают, что на берегу Цемесской бухты находилась одна из таких колоний — город Бата, о котором упоминает Страбон в своих описаниях северного и восточного Причерноморья.
Боспорское царство неоднократно переживало социально-экономические кризисы и вело войны. В 3 в.н.э. оно становится объектом нападения варварских племен, среди которых наиболее сильными были готы. Последний удар по Боспору нанесло нашествие гуннов, разрушившее в конце 4 в. н. э. Боспорское царство.
Под Новороссийском, в селениях Цемдолина, Владимирова и у разъезда Убых сохранились остатки укреплений, возведенных в конце 1 в. до н. э. В 9 в. разворачивается борьба за господство на Черном море между Киевской Русью и Византией. Первое появление русских воинов на Таманском полуострове относится к 965 г.
Монголо-татарское иго на долгие годы оттеснило русских от берегов Черного моря и заставило многочисленные горские племена Северного Кавказа уйти в горы. Их торговые связи с русскими нарушились. Воспользовавшись этим, предприимчивые купцы из Генуи приобрели у Золотой Орды право на торговлю и стали восстанавливать и укреплять города на северном побережье Черного моря. Построили они свою крепость и на берегу Цемесской бухты, которую назвали Кало-лимено (Прекрасная гавань). Она была одним из пунктов невольничьей торговли.
История Новороссийска
#1
- 3 июля 2012, вторник
Используем сами и рекомендуем вам!
Полезные ссылки для туристов:
- Гостиницы: Hotellook сравнивает цены на отели и аппартаменты во всех системах бронирования, таких как Booking, Agoda и другие.
- Суточное жилье: бронируйте на Суточно.ру. Много вариантов на любой кошелек в курортах Краснодарского края и Крыма.
- Дорога: удобнее всего прилетать на самолете, а самые низкие цены на авиабилеты находит Aviasales, жд-бидеты рекомендуем брать в Tutu, некоторым могут пригодится и автобусы, последние есть в Busfor.
- Горящие туры: иногда готовые туры обходятся дешевле, чем перелет и проживание. Сравните цены у ведущих поставщиков Травелата, Onlinetours и Level.Travel. Сервисы содержат в себе предложения от всех туроператоров, есть удобные фильтры и календари низких цен.
- Трансфер: добираться с аэропорта до отеля удобнее на KiwiTaxi. Трансферы ездят и по междугородним маршрутам. Проверенные перевозчики, фиксированные цены и онлайн-оплата.
- Экскурсии и развелечения: о времяпровождении на отдыхе лучше позаботиться заранее, сервисы Turnado и Tripster помогут в этом.
#2
- 2 октября 2012, вторник
В 16 в. монголо-татарское, владычество на северо-западном Кавказе сменяется господством турецких феодалов. Удобная для судов, надежно защищенная горами, Цемесская бухта вновь привлекает внимание завоевателей. Здесь, на южном берегу, в 1722 г. возводится крепость, названная Суджук-Кале. Крепость была прямоугольной в плане и имела размеры 100x100 саженей (200 х 200 м). По углам ее было четыре круглых башни. Крепость имела двое ворот, одни были обращены в сторону моря, другие в противоположную сторону. Стены были выложены из камня на известковом растворе. Перед крепостью, которая была расположена непосредственно у берега моря, был устроен причал (сохранились его каменные остатки).
Эта крепость была построена для защиты бухты от русских военных кораблей, однако дважды русские суда врывались в бухту и уничтожали турецкие эскадры.
В 1791 г. части русских войск под командованием генерала Гудовича, овладев турецкой крепостью Анапа, захватили и разрушили крепость Суджук-Кале. Но когда русские вернулись в Анапу, турки восстановили эту крепость. Только через 19 лет иноземцы окончательно были изгнаны из этих мест: в 1810 г. отряд русских воинов под командованием полковника Рудзевича с боем овладел крепостью. Во время Отечественной войны 1812 г. части русских войск, оставляя крепость, взорвали стену. С этого времени крепость Суджук-Кале больше не восстанавливалась.
Царское правительство, опасаясь за сохранность южных владений империи, принимало меры к защите их от иноземных вторжений. На охрану морских подступов к Кавказу был призван Черноморский флот, которым с 1833 г. командовал известный русский флотоводец контр-адмирал М. П. Лазарев. На побережье Черного моря сооружается ряд военных укреплений.
12 сентября 1838 г. (по старому стилю) в Цемесскую бухту вошли корабли Черноморской эскадры под командованием М. П. Лазарева и высадили десант сухопутных войск в составе 5818 человек, а также сводный батальон моряков численностью 598 человек во главе с генерал-лейтенантом Н. Н. Раевским. В составе штаба десанта находился контр-адмирал Л. М. Серебряков, который был назначен начальником Первого отделения Черноморской береговой линии и явился одним из строителей военного укрепления, а затем и города. После соответствующей рекогносцировки, произведенной непосредственно М. П. Лазаревым и Н. Н. Раевским, укрепление было решено разместить на южном берегу бухты, на участке между устьем реки Цемес и турецкой крепостью Суджук-Кале.
В рапорте Николаю 1 адмирал М. П. Лазарев, описывая операцию по высадке десанта, дал следующую оценку значения Цемесской бухты: "... Занятие устья р. Цемес весьма важно для крейсирующих здесь военных судов Черноморского флота по закрытому положению Суджукской бухты, где целые эскадры могут иметь всегда хорошее убежище и где самое устроение для них пристани я признаю более удобным, нежели в Геленджике".
Строительство военного укрепления форсируется. 14 января 1839 г. военный министр Чернышев издал приказ о присвоении укреплению в районе р. Цемес названия Новороссийск.
Военное укрепление состояло из системы фортификационных сооружений. В нее входило два форта размером 40x50 саженей (80x100 м) и четыре блокгауза. Между ними была возведена крепостная стена с бойницами из толстых деревянных пластин, скрепленных железными скобами. Вокруг стен шли земляной вал и глубокий ров с подъемными мостами и предмостными укреплениями. Расположенные на пологих склонах гор южного берега бухты, на месте нынешнего центра города, фортификационные сооружения примыкали к морю и по периметру составляли 2100 саженей, или около четырех с половиной тысяч метров.
По проекту Новороссийского укрепления, составленному под руководством Н. Н. Раевского, на внутренней его территории были размещены адмиралтейство, здания для начальника прибрежной линии со штабом, казармы для солдат на два батальона, офицерские домики, госпиталь на 600 больных, училище мореплавания, таможня, карантин, острог, здание полиции, склады для провианта и магазины. Здесь же были предусмотрены места для расселения 160 семейств гражданского населения, для размещения порохового погреба и источников пресной воды.
На территории укрепления были разбиты 15 улиц. Они были направлены параллельно и перпендикулярно к морю и шли с юго-востока на северо-запад и с северо-востока на юго-запад. Кварталы были небольшими. В центральной части укрепления была размещена площадь с церковью посередине.
Фортификационные сооружения Новороссийского военного укрепления были построены в основном за два года. В 1842 г. был возведен госпиталь, а в 1848 г. построено самое большое здание в городе — адмиралтейство. Прямоугольное в плане, оно размещалось на площади и имело выход к морю. Перед адмиралтейством были сооружены деревянный причал, мастерские для ремонта гребных судов, сараи для хранения угля и другие портовые сооружения.
В целях развития экономики и создания условий для выхода на внешний рынок 30 июня 1845 г. был издан правительственный указ "Об открытии Новороссийска для приема судов Российских и иностранных". А положением от 15 декабря 1846 г. Новороссийск учрежден как портовый город.
Возведение Новороссийска в степень портового города с предоставлением больших льгот для населения, в том числе торговцев, стимулировало дальнейшее развитие торговли и внесло заметное оживление в жизнь города, который, однако, по-прежнему оставался небольшим поселением. Новороссийское военное укрепление было слабо подготовлено к обороне. Артиллерийское вооружение состояло в основном из малокалиберных орудий небольшого радиуса действия.
Недолго длилось строительство города в условиях мирной жизни. Через 17 лет после основания, во время Крымской войны 1853—1856 гг., на долю Новороссийска выпали первые тяжкие испытания.
Эта крепость была построена для защиты бухты от русских военных кораблей, однако дважды русские суда врывались в бухту и уничтожали турецкие эскадры.
В 1791 г. части русских войск под командованием генерала Гудовича, овладев турецкой крепостью Анапа, захватили и разрушили крепость Суджук-Кале. Но когда русские вернулись в Анапу, турки восстановили эту крепость. Только через 19 лет иноземцы окончательно были изгнаны из этих мест: в 1810 г. отряд русских воинов под командованием полковника Рудзевича с боем овладел крепостью. Во время Отечественной войны 1812 г. части русских войск, оставляя крепость, взорвали стену. С этого времени крепость Суджук-Кале больше не восстанавливалась.
Царское правительство, опасаясь за сохранность южных владений империи, принимало меры к защите их от иноземных вторжений. На охрану морских подступов к Кавказу был призван Черноморский флот, которым с 1833 г. командовал известный русский флотоводец контр-адмирал М. П. Лазарев. На побережье Черного моря сооружается ряд военных укреплений.
12 сентября 1838 г. (по старому стилю) в Цемесскую бухту вошли корабли Черноморской эскадры под командованием М. П. Лазарева и высадили десант сухопутных войск в составе 5818 человек, а также сводный батальон моряков численностью 598 человек во главе с генерал-лейтенантом Н. Н. Раевским. В составе штаба десанта находился контр-адмирал Л. М. Серебряков, который был назначен начальником Первого отделения Черноморской береговой линии и явился одним из строителей военного укрепления, а затем и города. После соответствующей рекогносцировки, произведенной непосредственно М. П. Лазаревым и Н. Н. Раевским, укрепление было решено разместить на южном берегу бухты, на участке между устьем реки Цемес и турецкой крепостью Суджук-Кале.
В рапорте Николаю 1 адмирал М. П. Лазарев, описывая операцию по высадке десанта, дал следующую оценку значения Цемесской бухты: "... Занятие устья р. Цемес весьма важно для крейсирующих здесь военных судов Черноморского флота по закрытому положению Суджукской бухты, где целые эскадры могут иметь всегда хорошее убежище и где самое устроение для них пристани я признаю более удобным, нежели в Геленджике".
Строительство военного укрепления форсируется. 14 января 1839 г. военный министр Чернышев издал приказ о присвоении укреплению в районе р. Цемес названия Новороссийск.
Военное укрепление состояло из системы фортификационных сооружений. В нее входило два форта размером 40x50 саженей (80x100 м) и четыре блокгауза. Между ними была возведена крепостная стена с бойницами из толстых деревянных пластин, скрепленных железными скобами. Вокруг стен шли земляной вал и глубокий ров с подъемными мостами и предмостными укреплениями. Расположенные на пологих склонах гор южного берега бухты, на месте нынешнего центра города, фортификационные сооружения примыкали к морю и по периметру составляли 2100 саженей, или около четырех с половиной тысяч метров.
По проекту Новороссийского укрепления, составленному под руководством Н. Н. Раевского, на внутренней его территории были размещены адмиралтейство, здания для начальника прибрежной линии со штабом, казармы для солдат на два батальона, офицерские домики, госпиталь на 600 больных, училище мореплавания, таможня, карантин, острог, здание полиции, склады для провианта и магазины. Здесь же были предусмотрены места для расселения 160 семейств гражданского населения, для размещения порохового погреба и источников пресной воды.
На территории укрепления были разбиты 15 улиц. Они были направлены параллельно и перпендикулярно к морю и шли с юго-востока на северо-запад и с северо-востока на юго-запад. Кварталы были небольшими. В центральной части укрепления была размещена площадь с церковью посередине.
Фортификационные сооружения Новороссийского военного укрепления были построены в основном за два года. В 1842 г. был возведен госпиталь, а в 1848 г. построено самое большое здание в городе — адмиралтейство. Прямоугольное в плане, оно размещалось на площади и имело выход к морю. Перед адмиралтейством были сооружены деревянный причал, мастерские для ремонта гребных судов, сараи для хранения угля и другие портовые сооружения.
В целях развития экономики и создания условий для выхода на внешний рынок 30 июня 1845 г. был издан правительственный указ "Об открытии Новороссийска для приема судов Российских и иностранных". А положением от 15 декабря 1846 г. Новороссийск учрежден как портовый город.
Возведение Новороссийска в степень портового города с предоставлением больших льгот для населения, в том числе торговцев, стимулировало дальнейшее развитие торговли и внесло заметное оживление в жизнь города, который, однако, по-прежнему оставался небольшим поселением. Новороссийское военное укрепление было слабо подготовлено к обороне. Артиллерийское вооружение состояло в основном из малокалиберных орудий небольшого радиуса действия.
Недолго длилось строительство города в условиях мирной жизни. Через 17 лет после основания, во время Крымской войны 1853—1856 гг., на долю Новороссийска выпали первые тяжкие испытания.
#3
- 2 октября 2012, вторник
28 февраля (12 марта) 1855 г., рано утром, пять паровых кораблей англо-французской эскадры вошли в Цемесскую бухту и построились в боевую линию на расстоянии 1500 саженей от первой приморской батареи. Предельная дальность огня крепостной артиллерии равнялась 1000 саженям. Город оказался совершенно беззащитным.
Несмотря на явное превосходство вражеских сил русские воины отклонили ультиматум противника о капитуляции, после чего корабли эскадры открыли орудийный огонь по городу. Ожесточенная бомбардировка продолжалась до сумерек, затем несколько раз возобновлялась ночью. Утром корабли противника, считая, что крепостные орудия подавлены, подошли к берегу. Выждав выгодной экспозиции и удобного момента, артиллеристы первой батареи открыли сосредоточенный прицельный огонь из десяти пушек и рассеяли вражескую эскадру. После этого противник неоднократно обстреливал город, но овладеть им так и не смог. Понеся большие потери, вражеская эскадра, огневые средства которой во много раз превосходили русские, вынуждена была отступить и уйти из Цемесской бухты.
Однако город в результате военных действий был полностью разрушен. Сгорели от вражеского огня многие здания и сооружения, крепостные постройки. Пострадало и здание адмиралтейства. В последующем оно было восстановлено и просуществовало до 1909 г.
Крымская война явилась трудным испытанием для царской империи. Тяжелы были военные потери. Поэтому поражение англо-французской эскадры под Новороссийском произвело большое впечатление в столице России. Это событие царь отметил высочайшим распоряжением, по которому за участие в "мужественном отражении неприятельского нападения на крепость Новороссийск" повелел выдать в качестве награды низшим чинам гарнизона по рублю.
По условиям Парижского мирного договора Россия, проигравшая Крымскую войну, не имела права содержать военный флот и строить укрепления на восточном побережье Черноморья. 31 марта 1855 г. Новороссийск был оставлен русскими войсками. Почти все городское население ушло из него. На месте бойкого торгового города остались одни развалины. Указом сената от 31 марта 1860 г. Новороссийск был упразднен.
Несмотря на явное превосходство вражеских сил русские воины отклонили ультиматум противника о капитуляции, после чего корабли эскадры открыли орудийный огонь по городу. Ожесточенная бомбардировка продолжалась до сумерек, затем несколько раз возобновлялась ночью. Утром корабли противника, считая, что крепостные орудия подавлены, подошли к берегу. Выждав выгодной экспозиции и удобного момента, артиллеристы первой батареи открыли сосредоточенный прицельный огонь из десяти пушек и рассеяли вражескую эскадру. После этого противник неоднократно обстреливал город, но овладеть им так и не смог. Понеся большие потери, вражеская эскадра, огневые средства которой во много раз превосходили русские, вынуждена была отступить и уйти из Цемесской бухты.
Однако город в результате военных действий был полностью разрушен. Сгорели от вражеского огня многие здания и сооружения, крепостные постройки. Пострадало и здание адмиралтейства. В последующем оно было восстановлено и просуществовало до 1909 г.
Крымская война явилась трудным испытанием для царской империи. Тяжелы были военные потери. Поэтому поражение англо-французской эскадры под Новороссийском произвело большое впечатление в столице России. Это событие царь отметил высочайшим распоряжением, по которому за участие в "мужественном отражении неприятельского нападения на крепость Новороссийск" повелел выдать в качестве награды низшим чинам гарнизона по рублю.
По условиям Парижского мирного договора Россия, проигравшая Крымскую войну, не имела права содержать военный флот и строить укрепления на восточном побережье Черноморья. 31 марта 1855 г. Новороссийск был оставлен русскими войсками. Почти все городское население ушло из него. На месте бойкого торгового города остались одни развалины. Указом сената от 31 марта 1860 г. Новороссийск был упразднен.
#4
- 2 октября 2012, вторник
История, сохранив некоторые сведения о событиях, связанных с первым периодом существования Новороссийска, слишком мало донесла до нас данных о его застройке. Ни одного сооружения, по которому можно было бы судить об архитектуре того периода, к сожалению, не сохранилось.
Медленно и трудно проходило возрождение города. Стремясь закрепить Черноморское побережье Кавказа, царское правительство, продолжает осваивать его несмотря на жесткие условия мирного договора 1856 г. В 1858 г. на месте развалин Новороссийска создается небольшое военное укрепление — морская станция Константиновская. Размещается оно на самой высокой части южного берега бухты, на территории будущего городского сада. Здесь возводятся одноэтажные казармы и ряд других зданий и сооружений.
В 1862 г. правительство издает распоряжение об образовании на Черноморском побережье казачьих станиц. На берегу небольшого ручья, южнее военного укрепления, создается станица Новороссийская (на том месте, где в последующем получит основное развитие город).
Поселившиеся здесь 97 семей азовских казаков и отставных матросов образовали селение, получившее среди жителей название "Станичка", сохранившееся до наших дней.
В начале 70-х годов приток переселенцев в эти места нарастает. С мая 1865 г. здесь стали отводиться земельные участки для строительства жилых домов, преимущество отдавалось людям, ранее проживавшим в Новороссийске. Прошения об отводе участков рассматривала специальная комиссия по застройке. Помимо этого требовалось еще письменное обязательство в том, что жилой дом будет построен в установленный срок и строго по утвержденному проекту.
10 марта 1866 г. правительством было утверждено положение "О заселении северо-восточного побережья Черного моря и управления оным", согласно которому создается Черноморский округ. С этого времени учреждается город Новороссийск, который объявляется окружным центром. Станица Новороссийская упраздняется, территория ее включается в городскую черту, а население исключается из казачьего сословия и причисляется к городскому населению. Торжественное открытие Новороссийска на месте Константиновского укрепления состоялось 27 сентября 1866 г. Константиновское укрепление просуществовало недолго и особо заметной роли в истории города не сыграло. От него практически ничего не сохранилось, кроме двух пороховых складов. Один в виде подвала, находящегося на территории городского сада, долгое время использовался для хозяйственных нужд, а затем, уже в наши дни, на его стенах построили ресторан "Золотой Якорь".
О втором складе, так называемой "Генуэзской башне", следует рассказать особо. Контр-адмирал Л. М. Серебряков, говоря об обнаруженных остатках сооружений в центре нового Новороссийского поселения, писал: "Я нашел здесь следы укрепления ... По расспросам горцев я узнал, что им тоже известно об этих развалинах, которые называют они старой крепостью". Л. М. Серебряков приходит к выводу, что это, в том числе и башня, находившаяся на склонах второго бугра, — остатки генуэзской крепости. Поэтому башня и получила название "Генуэзской". Однако достоверных сведений о ее происхождении в архивных документах нет. Находилась она на расстоянии, недосягаемом для корабельной артиллерии. В бытность Константиновского укрепления башня использовалась как пороховой погреб.
Медленно и трудно проходило возрождение города. Стремясь закрепить Черноморское побережье Кавказа, царское правительство, продолжает осваивать его несмотря на жесткие условия мирного договора 1856 г. В 1858 г. на месте развалин Новороссийска создается небольшое военное укрепление — морская станция Константиновская. Размещается оно на самой высокой части южного берега бухты, на территории будущего городского сада. Здесь возводятся одноэтажные казармы и ряд других зданий и сооружений.
В 1862 г. правительство издает распоряжение об образовании на Черноморском побережье казачьих станиц. На берегу небольшого ручья, южнее военного укрепления, создается станица Новороссийская (на том месте, где в последующем получит основное развитие город).
Поселившиеся здесь 97 семей азовских казаков и отставных матросов образовали селение, получившее среди жителей название "Станичка", сохранившееся до наших дней.
В начале 70-х годов приток переселенцев в эти места нарастает. С мая 1865 г. здесь стали отводиться земельные участки для строительства жилых домов, преимущество отдавалось людям, ранее проживавшим в Новороссийске. Прошения об отводе участков рассматривала специальная комиссия по застройке. Помимо этого требовалось еще письменное обязательство в том, что жилой дом будет построен в установленный срок и строго по утвержденному проекту.
10 марта 1866 г. правительством было утверждено положение "О заселении северо-восточного побережья Черного моря и управления оным", согласно которому создается Черноморский округ. С этого времени учреждается город Новороссийск, который объявляется окружным центром. Станица Новороссийская упраздняется, территория ее включается в городскую черту, а население исключается из казачьего сословия и причисляется к городскому населению. Торжественное открытие Новороссийска на месте Константиновского укрепления состоялось 27 сентября 1866 г. Константиновское укрепление просуществовало недолго и особо заметной роли в истории города не сыграло. От него практически ничего не сохранилось, кроме двух пороховых складов. Один в виде подвала, находящегося на территории городского сада, долгое время использовался для хозяйственных нужд, а затем, уже в наши дни, на его стенах построили ресторан "Золотой Якорь".
О втором складе, так называемой "Генуэзской башне", следует рассказать особо. Контр-адмирал Л. М. Серебряков, говоря об обнаруженных остатках сооружений в центре нового Новороссийского поселения, писал: "Я нашел здесь следы укрепления ... По расспросам горцев я узнал, что им тоже известно об этих развалинах, которые называют они старой крепостью". Л. М. Серебряков приходит к выводу, что это, в том числе и башня, находившаяся на склонах второго бугра, — остатки генуэзской крепости. Поэтому башня и получила название "Генуэзской". Однако достоверных сведений о ее происхождении в архивных документах нет. Находилась она на расстоянии, недосягаемом для корабельной артиллерии. В бытность Константиновского укрепления башня использовалась как пороховой погреб.
#5
- 2 октября 2012, вторник
В связи с утратой военного значения Константиновского укрепления его здания и сооружения, в том числе пороховая башня, были переданы для гражданских целей. Башня в разное время использовалась под жилье, как пожарная каланча и водоразборный резервуар.
В 60-е годы прошлого столетия Новороссийск представлял собой небольшое глухое провинциальное селение. Всего 434 жителя и 90 мелких зданий насчитывалось в нем через десять лет, прошедших после Крымской войны. Однако заселение Новороссийска и ближайших к нему окрестностей продолжалось и особенно усилилось после разрешения в 1870 г. свободной продажи в Черноморском округе казенных земель на льготных условиях.
До наших дней дошел любопытный документ — донесение полиции, характеризующее состояние города того времени. В нем сообщалось, что в городе имеется одна водяная мельница о двух поставках с одним рабочим и одна табачная фабрика о двух станках, приводящихся в движение "посредством рук", на которой работает 8 рабочих и вырабатывается изделий на 4500 рублей в год. В донесении указывалось, что "... учебных заведений, почтовых управлений, сиротских домов, богаделен и пожарных инструментов не имеется ..." Далее говорилось, что в городе ". . . имеется один постоялый дом, одна харчевня, два трактира и восемь питейных заведений".
Вместе с русскими переселенцами сюда устремляются люди других национальностей. Одни из них поселяются в Новороссийске, другие создают вокруг города свои небольшие поселения. Так появляются Глебовка, Владимировка, Гайдук. На северной окраине города образуются Мефодиевка, Че-ховка (основана в 1869 г. чехами, призванными правительством для освоения края).
Первый проект планировки, города был утвержден начальником Кубанской области 21 ноября 1866 г. (автор проекта неизвестен). Этот проект охватывал теперешний центр города в границах от базарной площади (ныне центральный рынок) до начала Станички и от Южного берега бухты до Соборной площади (ныне Октябрьская площадь). Проектом была определена сетка улиц, места для площадей.
Однако Новороссийск все еще развивается медленно. В начале второй половины ХIХ в. в городе насчитывается всего несколько небольших производственных предприятий, в том числе мыловаренный, кожевенный и пивоваренный заводы, семь бондарных и мукомольное производство и несколько различных мастерских. Жители города занимались также рыбной ловлей, садоводством и мелким промыслом.
В конце прошлого столетия темпы роста Новороссийска постепенно увеличиваются. Этому способствовали богатые природные ресурсы и выгодное географическое положение города.
Во второй половине 70-х годов в Маркотхских горах, простирающихся вдоль северо-восточного берега Цемесской бухты, был обнаружен мергель — сырье для цемента. Запасы его оказались огромными, качество редчайшим. В Новороссийске началось строительство заводов по производству цемента. Акционерное общество Черноморского цементного производства приобрело 700 десятин Маркотхской земли и в 1882 г. в Новороссийске был построен первый цементный завод. Он стал именоваться заводом акционерного общества. Вслед за ним в 1898 г. был введен в действие второй завод, получивший название "Цепь".
В 60-е годы прошлого столетия Новороссийск представлял собой небольшое глухое провинциальное селение. Всего 434 жителя и 90 мелких зданий насчитывалось в нем через десять лет, прошедших после Крымской войны. Однако заселение Новороссийска и ближайших к нему окрестностей продолжалось и особенно усилилось после разрешения в 1870 г. свободной продажи в Черноморском округе казенных земель на льготных условиях.
До наших дней дошел любопытный документ — донесение полиции, характеризующее состояние города того времени. В нем сообщалось, что в городе имеется одна водяная мельница о двух поставках с одним рабочим и одна табачная фабрика о двух станках, приводящихся в движение "посредством рук", на которой работает 8 рабочих и вырабатывается изделий на 4500 рублей в год. В донесении указывалось, что "... учебных заведений, почтовых управлений, сиротских домов, богаделен и пожарных инструментов не имеется ..." Далее говорилось, что в городе ". . . имеется один постоялый дом, одна харчевня, два трактира и восемь питейных заведений".
Вместе с русскими переселенцами сюда устремляются люди других национальностей. Одни из них поселяются в Новороссийске, другие создают вокруг города свои небольшие поселения. Так появляются Глебовка, Владимировка, Гайдук. На северной окраине города образуются Мефодиевка, Че-ховка (основана в 1869 г. чехами, призванными правительством для освоения края).
Первый проект планировки, города был утвержден начальником Кубанской области 21 ноября 1866 г. (автор проекта неизвестен). Этот проект охватывал теперешний центр города в границах от базарной площади (ныне центральный рынок) до начала Станички и от Южного берега бухты до Соборной площади (ныне Октябрьская площадь). Проектом была определена сетка улиц, места для площадей.
Однако Новороссийск все еще развивается медленно. В начале второй половины ХIХ в. в городе насчитывается всего несколько небольших производственных предприятий, в том числе мыловаренный, кожевенный и пивоваренный заводы, семь бондарных и мукомольное производство и несколько различных мастерских. Жители города занимались также рыбной ловлей, садоводством и мелким промыслом.
В конце прошлого столетия темпы роста Новороссийска постепенно увеличиваются. Этому способствовали богатые природные ресурсы и выгодное географическое положение города.
Во второй половине 70-х годов в Маркотхских горах, простирающихся вдоль северо-восточного берега Цемесской бухты, был обнаружен мергель — сырье для цемента. Запасы его оказались огромными, качество редчайшим. В Новороссийске началось строительство заводов по производству цемента. Акционерное общество Черноморского цементного производства приобрело 700 десятин Маркотхской земли и в 1882 г. в Новороссийске был построен первый цементный завод. Он стал именоваться заводом акционерного общества. Вслед за ним в 1898 г. был введен в действие второй завод, получивший название "Цепь".
#6
- 2 октября 2012, вторник
Поскольку потребность в цементе постоянно увеличивалась, темпы строительства заводов все более нарастали. К 1912 г. были построены цементные заводы "Солнце", "Бетон", "Титан", "Скала", "Победа", "Орел", "Атлас". К 1917 г. в Новороссийске и его окрестностях действовало уже десять цементных заводов. Все они были оснащены примитивными шахтными печами конструкции фирм Дитча и Шнейдера, в которых обжигались натуральные мергели. Это были небольшие малопроизводительные заводы. Со временем они старели, выходили из строя, одни разрушались, другие постепенно заменялись новыми, более мощными.
Одновременно со строительством цементных заводов в Новороссийске сооружается морской торговый порт. Его первый проект, утвержденный в 1855 г., был реализован лишь в 1886 г. Новороссийский порт возник как экспортный и занял одно из ведущих мест среди российских портов, став морскими воротами Северного Кавказа.
Морской торговый порт развивался быстро и грузооборот его постепенно возрастал. Если в 1888 г. через него было вывезено 7500 пудов хлебных продуктов, то в 1895 г. уже 37000000 пудов. В связи с этим в порту увеличивается фронт причальных сооружений, строятся и оборудуются пристани, возводятся различные портовые постройки. В 1896 г. вводятся в эксплуатацию два мола, защищающих бухту при сильном юго-восточном ветре. Эти молы были крупнейшими для того времени гидротехническими сооружениями, имеющими в длину 500 саженей. Проход для судов между ними составлял 175 саженей. Несколько позже у восточного мола строятся судоремонтные мастерские морского порта.
Развитие цементной промышленности и морского торгового порта продиктовало необходимость железнодорожной связи города с другими районами страны. Акционерное общество "Владикавказская железная дорога" выполняет проектирование и начинает строительство дороги. В 1888 г. завершается сооружение железнодорожной линии, соединившей Новороссийск с Тихорецкой.
На участке протяженностью в 50 км, до станции Крымская, магистраль строилась в трудных горных условиях. Здесь сооружены два больших тоннеля (поэтому первая от города станция называется Тоннельной) и ряд других сложных инженерных сооружений.
Здание железнодорожного вокзала, сохранившееся в первоначальном виде с незначительными переделками интерьеров, решено в традиционных для такого рода сооружений архитектурных формах: прямоугольное в плане, протяженное по главному фасаду.
В связи с тем, что главным предметом внешней торговли был хлеб, возникает вопрос о строительстве в Новороссийске элеватора.
Одновременно со строительством цементных заводов в Новороссийске сооружается морской торговый порт. Его первый проект, утвержденный в 1855 г., был реализован лишь в 1886 г. Новороссийский порт возник как экспортный и занял одно из ведущих мест среди российских портов, став морскими воротами Северного Кавказа.
Морской торговый порт развивался быстро и грузооборот его постепенно возрастал. Если в 1888 г. через него было вывезено 7500 пудов хлебных продуктов, то в 1895 г. уже 37000000 пудов. В связи с этим в порту увеличивается фронт причальных сооружений, строятся и оборудуются пристани, возводятся различные портовые постройки. В 1896 г. вводятся в эксплуатацию два мола, защищающих бухту при сильном юго-восточном ветре. Эти молы были крупнейшими для того времени гидротехническими сооружениями, имеющими в длину 500 саженей. Проход для судов между ними составлял 175 саженей. Несколько позже у восточного мола строятся судоремонтные мастерские морского порта.
Развитие цементной промышленности и морского торгового порта продиктовало необходимость железнодорожной связи города с другими районами страны. Акционерное общество "Владикавказская железная дорога" выполняет проектирование и начинает строительство дороги. В 1888 г. завершается сооружение железнодорожной линии, соединившей Новороссийск с Тихорецкой.
На участке протяженностью в 50 км, до станции Крымская, магистраль строилась в трудных горных условиях. Здесь сооружены два больших тоннеля (поэтому первая от города станция называется Тоннельной) и ряд других сложных инженерных сооружений.
Здание железнодорожного вокзала, сохранившееся в первоначальном виде с незначительными переделками интерьеров, решено в традиционных для такого рода сооружений архитектурных формах: прямоугольное в плане, протяженное по главному фасаду.
В связи с тем, что главным предметом внешней торговли был хлеб, возникает вопрос о строительстве в Новороссийске элеватора.
#7
- 2 октября 2012, вторник
Акционерное общество "Владикавказская железная дорога", построившее до этого морской торговый порт и железнодорожную линию, в 1891 г. начинает строительство и в 1894 г. вводит в эксплуатацию крупнейший в России и Европе элеватор. В комплексе с ним сооружается мощная для того времени электростанция. Это позволило в непосредственной близости от причалов создать высокомеханизированное хранилище на пять миллионов пудов зерна'.
Журнал "Русский вестник" за 1895 г. писал: "Отличие Новороссийского элеватора состоит в том, что при его постройке применялись самые последние усовершенствования, из которых значительная часть не заимствована, а придумана, запроектирована и исполнена на месте".
Элеватор был самым большим и уникальным сооружением в Новороссийске. Он вызывал живейший интерес приезжих и жителей города. Сюда допускались люди, желавшие осмотреть его и полюбоваться, как было сказано в путеводителях, "чудесным видом на море, горы и потонувшую в зелени Цемесскую долину". Высокое, протяженное здание элеватора, решенное в крупных архитектурных членениях, с повышенным раскрепованным объемом в центре воспринимается цельным объемом со значительных расстояний. Сейчас оно в комплексе с новым большим элеватором составляет крупное производственное объединение "Новороссийский комбинат хлебопродуктов".
На базе Ильских и Грозненских нефтяных месторождений в 80-х годах позапрошлого столетия в Новороссийске создается нефтяная промышленность. Возникшее в то время французское акционерное общество "Русский стандарт" приобретает земельный участок площадью 54 десятины и возводит на нем 23 резервуара для нефтепродуктов. По четырем трубопроводам резервуары были соединены со специальной пристанью, через которую производилась погрузка нефтепродуктов на суда для внешнего рынка. Емкость каждого резервуара составляла 150 000 пудов.
В южной части города на углу Серебряковской улицы и Базарной площади было построено крупное мукомольное предприятие, так называемая мельница Асланиди. В связи с увеличением вывоза табака через морской порт, достигшего к 1913 г. 132 000 пудов в год, в Новороссийске создается ряд крупных табачных складов.
Оживленная торговля с зарубежными странами способствовала образованию в Новороссийске иностранных консульств и вице-консульств, в том числе Английского, Французского, Итальянского, Испанского, Греческого, Германского, Бельгийского и других.
В 1896 г. Новороссийск становится губернским городом, столицей самостоятельной Черноморской губернии, выделенной из Кубанской области. В составе губернии создаются Новороссийский, Туапсинский и Сочинский округа. К началу XX в Новороссийск превращается уже в значительный промышленный город на Северном Кавказе.
Бурное развитие промышленности приводит к росту населения города. Вместе с крестьянами, бежавшими из деревень от нищеты и голода, в Новороссийск едут инженеры и техники, образованные люди. Сюда спешат предприниматели и финансовые дельцы.
Журнал "Русский вестник" за 1895 г. писал: "Отличие Новороссийского элеватора состоит в том, что при его постройке применялись самые последние усовершенствования, из которых значительная часть не заимствована, а придумана, запроектирована и исполнена на месте".
Элеватор был самым большим и уникальным сооружением в Новороссийске. Он вызывал живейший интерес приезжих и жителей города. Сюда допускались люди, желавшие осмотреть его и полюбоваться, как было сказано в путеводителях, "чудесным видом на море, горы и потонувшую в зелени Цемесскую долину". Высокое, протяженное здание элеватора, решенное в крупных архитектурных членениях, с повышенным раскрепованным объемом в центре воспринимается цельным объемом со значительных расстояний. Сейчас оно в комплексе с новым большим элеватором составляет крупное производственное объединение "Новороссийский комбинат хлебопродуктов".
На базе Ильских и Грозненских нефтяных месторождений в 80-х годах позапрошлого столетия в Новороссийске создается нефтяная промышленность. Возникшее в то время французское акционерное общество "Русский стандарт" приобретает земельный участок площадью 54 десятины и возводит на нем 23 резервуара для нефтепродуктов. По четырем трубопроводам резервуары были соединены со специальной пристанью, через которую производилась погрузка нефтепродуктов на суда для внешнего рынка. Емкость каждого резервуара составляла 150 000 пудов.
В южной части города на углу Серебряковской улицы и Базарной площади было построено крупное мукомольное предприятие, так называемая мельница Асланиди. В связи с увеличением вывоза табака через морской порт, достигшего к 1913 г. 132 000 пудов в год, в Новороссийске создается ряд крупных табачных складов.
Оживленная торговля с зарубежными странами способствовала образованию в Новороссийске иностранных консульств и вице-консульств, в том числе Английского, Французского, Итальянского, Испанского, Греческого, Германского, Бельгийского и других.
В 1896 г. Новороссийск становится губернским городом, столицей самостоятельной Черноморской губернии, выделенной из Кубанской области. В составе губернии создаются Новороссийский, Туапсинский и Сочинский округа. К началу XX в Новороссийск превращается уже в значительный промышленный город на Северном Кавказе.
Бурное развитие промышленности приводит к росту населения города. Вместе с крестьянами, бежавшими из деревень от нищеты и голода, в Новороссийск едут инженеры и техники, образованные люди. Сюда спешат предприниматели и финансовые дельцы.
#8
- 2 октября 2012, вторник
Одна из центральных улиц города названа улицей "Новороссийской республики". Здесь заложен камень, где будет возведен памятник в честь этого знаменательного события. Новороссийск продолжает развиваться как крупный промышленный и портовый город. Появляются новые предприятия, растет население, расширяются городские границы, все больше строится жилых и общественных зданий. К этому времени Новороссийск имеет около 6 км в длину и 3 км в ширину. Река Цемес разделяет его на две части: старый город, расположенный на юго-западном берегу бухты, в который входит центральная часть со Станичкой, и новый город, образованный из присоединенных в 1900 г. участков железной дороги, "Русского стандарта", земель Адамовича и др.
Уже тогда взорам пассажиров судов, входящих в Цемесскую бухту, открывалась панорама раскинувшегося по склонам покрытых зеленью гор красивого приморского города. Справа по движению на мысе Дооб был виден белый маяк, показывающий ночью путь в Новороссийск. За ним в ущелье раскрывалось живописное селение Кабардинка, далее, ближе к порту, мигал огнями Пенайский маяк. Затем виднелись сооружения Елисаветинского санатория, за которыми просматривались благоустроенные садовые участки с дачами, а несколько выше — строения цементного завода "Цепь".
На левой стороне бухты, против Дообского маяка, простирается протяженная песчаная Суджукская коса. На некотором расстоянии от нее виднелись полуразрушенные валы турецкой крепости Суджук-Кале; далее следовали строения Станички, южная часть города и набережные.
Затем пароход проходил между головными частями двух молов, ограждающих внутренний рейд порта. Около северо-восточного мола, на правой стороне бухты, находился завод общества Черноморского цементного производства. Западный мол на левой стороне бухты примыкает к городской набережной старого города недалеко от каботажного мола.
Прямо против прохода, между молами, расположен новый город и пристани Владикавказской железной дороги. Русского общества пароходства и торговли. Российского общества и "Стандарта".
Морское сообщение с Новороссийском в то время осуществлялось постоянными рейсами Русского и Российского обществ. Пассажиры, следовавшие в Новороссийск морским и железнодорожным путем, прибывали на вокзалы в новом городе. Здесь в то время была сосредоточена наиболее активная городская жизнь. Тут находились первоклассные гостиницы, магазины и т.п. Здесь было построено второе Новороссийское общественное собрание - лучшее в то время клубное здание на всем Черноморском побережье. Размещалось оно на месте нынешнего сада имени К. Маркса. Новый город отличался большим благоустройством, чем старый. Улицы его были вымощены морской галькой, содержались в достаточной чистоте.
Новый и старый города связывались дорогой, проходившей непосредственно по берегу бухты мимо пристаней.
Уже тогда взорам пассажиров судов, входящих в Цемесскую бухту, открывалась панорама раскинувшегося по склонам покрытых зеленью гор красивого приморского города. Справа по движению на мысе Дооб был виден белый маяк, показывающий ночью путь в Новороссийск. За ним в ущелье раскрывалось живописное селение Кабардинка, далее, ближе к порту, мигал огнями Пенайский маяк. Затем виднелись сооружения Елисаветинского санатория, за которыми просматривались благоустроенные садовые участки с дачами, а несколько выше — строения цементного завода "Цепь".
На левой стороне бухты, против Дообского маяка, простирается протяженная песчаная Суджукская коса. На некотором расстоянии от нее виднелись полуразрушенные валы турецкой крепости Суджук-Кале; далее следовали строения Станички, южная часть города и набережные.
Затем пароход проходил между головными частями двух молов, ограждающих внутренний рейд порта. Около северо-восточного мола, на правой стороне бухты, находился завод общества Черноморского цементного производства. Западный мол на левой стороне бухты примыкает к городской набережной старого города недалеко от каботажного мола.
Прямо против прохода, между молами, расположен новый город и пристани Владикавказской железной дороги. Русского общества пароходства и торговли. Российского общества и "Стандарта".
Морское сообщение с Новороссийском в то время осуществлялось постоянными рейсами Русского и Российского обществ. Пассажиры, следовавшие в Новороссийск морским и железнодорожным путем, прибывали на вокзалы в новом городе. Здесь в то время была сосредоточена наиболее активная городская жизнь. Тут находились первоклассные гостиницы, магазины и т.п. Здесь было построено второе Новороссийское общественное собрание - лучшее в то время клубное здание на всем Черноморском побережье. Размещалось оно на месте нынешнего сада имени К. Маркса. Новый город отличался большим благоустройством, чем старый. Улицы его были вымощены морской галькой, содержались в достаточной чистоте.
Новый и старый города связывались дорогой, проходившей непосредственно по берегу бухты мимо пристаней.
#9
- 2 октября 2012, вторник
Она пересекала множество железнодорожных веток, нефтепроводов, проходила тоннелем железной дороги под рукавами элеватора, по мосту через реку Цемес и засыпанное к тому времени огромное Цемесское болото. Старый город по сравнению с новым был более провинциален. В центре его, более благоустроенном, были большие здания, хорошие гостиницы, приличные магазины, городской сад и т.п. Образованию в Новороссийске нового города способствовала, как отмечалось, льготная продажа земель в 1870-х годах. Крупные участки были скуплены немногими состоятельными предпринимателями, и на них стали быстро создаваться поселки, которые постепенно разрастались в значительное городское образование. Это вызвало опасение, что новая часть города может обрести самостоятельность, а это было невыгодно Новороссийску. . В результате ходатайства городских властей 14 июня 1900 г. по Высочайшему повелению так называемый новый город на зацемесской стороне был включен в состав городской территории Новороссийска.
С ростом города начинает складываться планировочная схема Новороссийска. Закладываются основы его будущей структуры. Город четко делится на промышленную и жилую части. Цементные заводы, морской торговый порт, элеватор, железнодорожный узел и другие основные предприятия занимают северо-восточный и северный берега Цемесской бухты. Жилая часть размещается в южном и частично в северном районах.
Новороссийск представляет собой амфитеатр, образованный бухтой и окружающими юрами. Северная его часть размещается на довольно узкой полосе земли (там, где цементные заводы) , расположенной вдоль берега бухты и Маркотхских гор. Далее эта часть города постепенно расширяется и в районе Мефодиевки и железнодорожной станции становится довольно широкой и большой.
Южная часть города, вытянутая по берегу бухты, продолжается вдоль Цемесской долины по дороге в Анапу и Екатеринодар (ныне Краснодар) . Территория ее, особенно примыкающая к морю, в основном ровная, имеющая общее повышение в юго-западном направлении, расчленяется балками и буграми, направленными к морю. В наиболее повышенной части размещался городской сад.
В южной части Новороссийска с самого начала сложилась и до наших дней сохранилась геометрически правильная сетка улиц. Одни улицы идут вдоль берега бухты, а другие, перпендикулярные им, опускаются с пологих гор к морю.
Главной улицей в старом городе была Серебряковская (ныне улица Советов). Она начиналась от Цемесской долины, доходила до Городского сада и упиралась в здание казарм, которые выходили на Церковную площадь. Далее от казарм в сторону моря до Карантинной площади (в последующем Курортная площадь) шла Госпитальная улица. Затем, когда были разобраны казармы, Серебряковская улица проходила уже через весь старый город. На ней находились почти все городские учреждения, банки, гостиницы, кинематографы, магазины, кофейни. В кофейнях всегда было много публики; в них пили турецкий кофе, играли в кости, читали газеты, здесь же совершались торговые сделки.
С ростом города начинает складываться планировочная схема Новороссийска. Закладываются основы его будущей структуры. Город четко делится на промышленную и жилую части. Цементные заводы, морской торговый порт, элеватор, железнодорожный узел и другие основные предприятия занимают северо-восточный и северный берега Цемесской бухты. Жилая часть размещается в южном и частично в северном районах.
Новороссийск представляет собой амфитеатр, образованный бухтой и окружающими юрами. Северная его часть размещается на довольно узкой полосе земли (там, где цементные заводы) , расположенной вдоль берега бухты и Маркотхских гор. Далее эта часть города постепенно расширяется и в районе Мефодиевки и железнодорожной станции становится довольно широкой и большой.
Южная часть города, вытянутая по берегу бухты, продолжается вдоль Цемесской долины по дороге в Анапу и Екатеринодар (ныне Краснодар) . Территория ее, особенно примыкающая к морю, в основном ровная, имеющая общее повышение в юго-западном направлении, расчленяется балками и буграми, направленными к морю. В наиболее повышенной части размещался городской сад.
В южной части Новороссийска с самого начала сложилась и до наших дней сохранилась геометрически правильная сетка улиц. Одни улицы идут вдоль берега бухты, а другие, перпендикулярные им, опускаются с пологих гор к морю.
Главной улицей в старом городе была Серебряковская (ныне улица Советов). Она начиналась от Цемесской долины, доходила до Городского сада и упиралась в здание казарм, которые выходили на Церковную площадь. Далее от казарм в сторону моря до Карантинной площади (в последующем Курортная площадь) шла Госпитальная улица. Затем, когда были разобраны казармы, Серебряковская улица проходила уже через весь старый город. На ней находились почти все городские учреждения, банки, гостиницы, кинематографы, магазины, кофейни. В кофейнях всегда было много публики; в них пили турецкий кофе, играли в кости, читали газеты, здесь же совершались торговые сделки.
#10
- 2 октября 2012, вторник
Параллельно Серебряковской шли улицы Морская (ныне Мира) , Цемесская (Губернского) , Воронцовская (Карла Маркса) , выше Серебряковской — Николаевская (Скобликова) и др. Перпендикулярно им пролегали улицы со склонов гор. На том месте, где позже сложился центр города, в то время был глубокий овраг, выходивший к морю. Назывался он Раевской балкой (ныне улица Новороссийской Республики) , через него были переброшены деревянные мостки. На пустырях паслись лошади, коровы, овцы, а по ночам выходили волки. К морю шли улицы Навагинская (ныне Новороссийских партизан), Вельяминовская (Революции 1905 года) , Романовская (Свободы) и др.
С формированием центра города и развитием сети улиц образуется несколько площадей: Церковная площадь с Николаевским собором в центре города, рядом с Городским садом; Шереметьевская площадь с церковью на Станичке; Карантинная на территории нынешнего парка имени Фрунзе; Ново-Базарная площадь в районе теперешнего колхозного рынка; площадь Неожиданная выше улицы Раевской; Торговая на месте теперешней площади Героев.
Торговая площадь первоначально была довольно широкой, доходила до улицы Серебряковской и связывалась с набережной Торговым переулком. К 1910 г. площадь была полностью застроена. Здесь находились лавки рыбного ряда, харчевни, кофейни, склады. Ближе к морю размещалось здание музея природы и истории Черноморского побережья Кавказа, основанного в 1894 г. У входа в него стояли два "единорога" — пушки времен покорения Кавказа. Здесь же находилась гостиница "Черноморские номера" и далее через улицу на берегу бухты — жилые здания, хозяйственные и складские постройки Русского общества пароходства и торговли (РОПИТ).
Каботажный мол в Новороссийске был построен в 1892 г. Он имел две причальные стороны — правую длиной 325,5 м и левую 245 м. Покрытие мола было булыжным. Вдоль берега бухты была проложена железнодорожная линия, которая проходила через всю южную часть города. Два пути от этой линии заходили на каботажный мол. С 1906 г. он стал называться городской пристанью, которая принимала морские катера и небольшие пароходы, обслуживающие пассажирскую линию Новороссийск — Геленджик. К 1910 г. грузооборот на линиях каботажного плавания возрастает. На молу устраиваются дополнительные сооружения для защиты судов от норд-оста, развиваются сети подъездных путей. Строятся железнодорожная платформа, новые склады для леса, угля и других грузов. Уже в советское время (1933 г.) на каботажном молу возводятся каменное здание "Совторгфлота" и морской вокзал.
Торговая площадь и каботажный мол становятся наиболее оживленными местами в городе. К этому времени выполняются некоторые работы по благоустройству приморской части набережных, садов и скверов.
До 1900 г. в Новороссийске водопровода не было. В старом городе сначала был проведен самотечный водопровод из Вербовой балки. В 1908 г. была сооружена насосная станция для использования воды из колодцев, расположенных вдоль поймы реки Цемес. Затем были построены водоводы для подачи воды из коптажей с Маркотхских гор. Новый город организованного водоснабжения не имел. Воду брали из колодцев и развозили в бочках. Канализации не было. Улицы освещались керосиновыми лампами (их в городе было 450) и лишь некоторые — электричеством.
С формированием центра города и развитием сети улиц образуется несколько площадей: Церковная площадь с Николаевским собором в центре города, рядом с Городским садом; Шереметьевская площадь с церковью на Станичке; Карантинная на территории нынешнего парка имени Фрунзе; Ново-Базарная площадь в районе теперешнего колхозного рынка; площадь Неожиданная выше улицы Раевской; Торговая на месте теперешней площади Героев.
Торговая площадь первоначально была довольно широкой, доходила до улицы Серебряковской и связывалась с набережной Торговым переулком. К 1910 г. площадь была полностью застроена. Здесь находились лавки рыбного ряда, харчевни, кофейни, склады. Ближе к морю размещалось здание музея природы и истории Черноморского побережья Кавказа, основанного в 1894 г. У входа в него стояли два "единорога" — пушки времен покорения Кавказа. Здесь же находилась гостиница "Черноморские номера" и далее через улицу на берегу бухты — жилые здания, хозяйственные и складские постройки Русского общества пароходства и торговли (РОПИТ).
Каботажный мол в Новороссийске был построен в 1892 г. Он имел две причальные стороны — правую длиной 325,5 м и левую 245 м. Покрытие мола было булыжным. Вдоль берега бухты была проложена железнодорожная линия, которая проходила через всю южную часть города. Два пути от этой линии заходили на каботажный мол. С 1906 г. он стал называться городской пристанью, которая принимала морские катера и небольшие пароходы, обслуживающие пассажирскую линию Новороссийск — Геленджик. К 1910 г. грузооборот на линиях каботажного плавания возрастает. На молу устраиваются дополнительные сооружения для защиты судов от норд-оста, развиваются сети подъездных путей. Строятся железнодорожная платформа, новые склады для леса, угля и других грузов. Уже в советское время (1933 г.) на каботажном молу возводятся каменное здание "Совторгфлота" и морской вокзал.
Торговая площадь и каботажный мол становятся наиболее оживленными местами в городе. К этому времени выполняются некоторые работы по благоустройству приморской части набережных, садов и скверов.
До 1900 г. в Новороссийске водопровода не было. В старом городе сначала был проведен самотечный водопровод из Вербовой балки. В 1908 г. была сооружена насосная станция для использования воды из колодцев, расположенных вдоль поймы реки Цемес. Затем были построены водоводы для подачи воды из коптажей с Маркотхских гор. Новый город организованного водоснабжения не имел. Воду брали из колодцев и развозили в бочках. Канализации не было. Улицы освещались керосиновыми лампами (их в городе было 450) и лишь некоторые — электричеством.
#11
- 2 октября 2012, вторник
В конце прошлого столетия в Новороссийске создаются морские купальни. Из небольших и примитивных вначале они постепенно все более совершенствуются и становятся весьма популярными у населения.
Наибольшей известностью пользовались купальни предпринимателя Серафимова. В 1897 г. городская дума отвела ему приморский участок южнее западного мола. Здесь был создан целый комплекс сооружений, в который входили мужские и женские отделения на 80 номеров с отдельными кабинами, ванны с подогретой морской водой и лечебными грязями, котельная и корпус вспомогательных помещений с буфетом и рестораном.
Купальнями Серафимова из-за высокой платы могли пользоваться только состоятельные люди. Это прибыльное предприятие с неизменным успехом действовало до 1899 г., когда в декабре ураганный норд-ост разрушил много мелких купален и сильно повредил крупные коммерческие купальни.
В 1908 г. предприниматели организуют акционерное обще тво "Новороссийский курорт". Городская дума отводит в районе мыса Любви земельный участок площадью 600 квадратных саженей на Карантинной площади и береговую полосу в 100 саженей, а также 4 десятины для парка. Здесь возводится новый комплекс сооружений купален с оборудованными кабинами и площадками для "солнечного лечения". Мостики, соединяющие берег с помещениями надводных сооружений, оснащаются солнцезащитными устройствами и скамьями. На верхней площадке береговой части купален было возведено ажурное здание ресторана. Участок купален и примыкающая к нему территория были благоустроены, на площадках разбиты цветники и клумбы. От здания ресторана к берегу спускалась широкая лестница.
По мере роста в городе стали возводиться значительные по размерам и архитектурной выразительности здания.
Советская власть в Новороссийске была установлена 1 (14) декабря 1917 г. В суровые годы гражданской войны и империалистической интервенции в Новороссийске проходили события, имевшие важное значение для молодой Советской Республики.
Наибольшей известностью пользовались купальни предпринимателя Серафимова. В 1897 г. городская дума отвела ему приморский участок южнее западного мола. Здесь был создан целый комплекс сооружений, в который входили мужские и женские отделения на 80 номеров с отдельными кабинами, ванны с подогретой морской водой и лечебными грязями, котельная и корпус вспомогательных помещений с буфетом и рестораном.
Купальнями Серафимова из-за высокой платы могли пользоваться только состоятельные люди. Это прибыльное предприятие с неизменным успехом действовало до 1899 г., когда в декабре ураганный норд-ост разрушил много мелких купален и сильно повредил крупные коммерческие купальни.
В 1908 г. предприниматели организуют акционерное обще тво "Новороссийский курорт". Городская дума отводит в районе мыса Любви земельный участок площадью 600 квадратных саженей на Карантинной площади и береговую полосу в 100 саженей, а также 4 десятины для парка. Здесь возводится новый комплекс сооружений купален с оборудованными кабинами и площадками для "солнечного лечения". Мостики, соединяющие берег с помещениями надводных сооружений, оснащаются солнцезащитными устройствами и скамьями. На верхней площадке береговой части купален было возведено ажурное здание ресторана. Участок купален и примыкающая к нему территория были благоустроены, на площадках разбиты цветники и клумбы. От здания ресторана к берегу спускалась широкая лестница.
По мере роста в городе стали возводиться значительные по размерам и архитектурной выразительности здания.
Советская власть в Новороссийске была установлена 1 (14) декабря 1917 г. В суровые годы гражданской войны и империалистической интервенции в Новороссийске проходили события, имевшие важное значение для молодой Советской Республики.
#12
- 2 октября 2012, вторник
В 1918 г. по приказу В. И. Ленина в Цемесской бухте были потоплены корабли Черноморского флота. Это историческое событие отмечено мемориальным сооружением на 12-м километре по Сухумскому шоссе, на котором высечено: "Ввиду безвыходности положения доказанной высокими военными авторитетами флот уничтожить немедленно. Председатель Совнаркома В. Ульянов (Ленин)".
Мемориальным знаком на транзитной автомагистрали отмечен путь легендарного "Железного потока". Под Новороссийском начался широко известный поход Таманской Армии.
В Новороссийске весной 1920 г. в результате сокрушительных ударов Красной армии и партизанских отрядов были разбиты белогвардейские банды Деникина, остатки которых бежали за границу
Боевые действия в годы революции и гражданской войны нанесли Новороссийску огромный ущерб и привели в упадок экономику. Из-за отсутствия сырья, топлива, недостатка технических кадров и рабочих бездействовали заводы и фабрики, на одну треть сократился жилой фонд. В городе не хвата ло продовольствия, свирепствовали инфекционные болезни.
Перед органами молодой Советской власти стояли сложные задачи. Строительство новой жизни сопровождалось колоссальными трудностями. Требовались срочные и решительные меры. Нужно было очистить город и его окрестности от остатков вражеских сил. Навести революционный порядок. Восстановить производство и начать выпуск промышленной продукции. Привести в порядок городское хозяйство, наладить нормальную жизнь.
В Новороссийске создается орган революционной власти — ревком. Черноморская губерния преобразуется в округ, объединяющий восемь волостей, в число которых входит и Новороссийская волость.
3 апреля 1920 г. утверждается Новороссийский городской партийный комитет РКП (б).
Для руководства промышленностью при Ревкоме создается Совет народного хозяйства (Совнархоз).
Писатель Ф. В. Гладков, проживавший в то время в Новороссийске, так описал его: "... Со времени империалистической войны, особенно в годы зверского господства белогвардейцев и интервентов, город превратился в "мерзость" и запустение . . . Город зашелудивел и грозил превратиться в руины".
В мае 1920 г. начинается национализация промышленности города. Основой экономики Новороссийска являлась цементная промышленность, которая практически была парализована. На всех заводах оставалось около 700 рабочих, тогда как в довоенное время на них работало до 6000 чел. В августе 1920 г. для налаживания производства образуется районное управление цементными заводами — "Райцемент", в который входило десять предприятий.
В последующем, в целях лучшей организации работы цементной промышленности Северного Кавказа, было образовано объединение цементных и шиферных заводов — трест "Новоросцемент".
В связи с пятой годовщиной Великой Октябрьской социалистической революции Новороссийским цементным заводам были присвоены названия "Пролетарий" (бывший завод "Общества Черноморского цементного производства) и "Октябрь" (бывшая "Цепь").
Мемориальным знаком на транзитной автомагистрали отмечен путь легендарного "Железного потока". Под Новороссийском начался широко известный поход Таманской Армии.
В Новороссийске весной 1920 г. в результате сокрушительных ударов Красной армии и партизанских отрядов были разбиты белогвардейские банды Деникина, остатки которых бежали за границу
Боевые действия в годы революции и гражданской войны нанесли Новороссийску огромный ущерб и привели в упадок экономику. Из-за отсутствия сырья, топлива, недостатка технических кадров и рабочих бездействовали заводы и фабрики, на одну треть сократился жилой фонд. В городе не хвата ло продовольствия, свирепствовали инфекционные болезни.
Перед органами молодой Советской власти стояли сложные задачи. Строительство новой жизни сопровождалось колоссальными трудностями. Требовались срочные и решительные меры. Нужно было очистить город и его окрестности от остатков вражеских сил. Навести революционный порядок. Восстановить производство и начать выпуск промышленной продукции. Привести в порядок городское хозяйство, наладить нормальную жизнь.
В Новороссийске создается орган революционной власти — ревком. Черноморская губерния преобразуется в округ, объединяющий восемь волостей, в число которых входит и Новороссийская волость.
3 апреля 1920 г. утверждается Новороссийский городской партийный комитет РКП (б).
Для руководства промышленностью при Ревкоме создается Совет народного хозяйства (Совнархоз).
Писатель Ф. В. Гладков, проживавший в то время в Новороссийске, так описал его: "... Со времени империалистической войны, особенно в годы зверского господства белогвардейцев и интервентов, город превратился в "мерзость" и запустение . . . Город зашелудивел и грозил превратиться в руины".
В мае 1920 г. начинается национализация промышленности города. Основой экономики Новороссийска являлась цементная промышленность, которая практически была парализована. На всех заводах оставалось около 700 рабочих, тогда как в довоенное время на них работало до 6000 чел. В августе 1920 г. для налаживания производства образуется районное управление цементными заводами — "Райцемент", в который входило десять предприятий.
В последующем, в целях лучшей организации работы цементной промышленности Северного Кавказа, было образовано объединение цементных и шиферных заводов — трест "Новоросцемент".
В связи с пятой годовщиной Великой Октябрьской социалистической революции Новороссийским цементным заводам были присвоены названия "Пролетарий" (бывший завод "Общества Черноморского цементного производства) и "Октябрь" (бывшая "Цепь").
#13
- 2 октября 2012, вторник
Состоявшаяся 31 октября 1920 г. Первая Кубано-Черно-морская областная партийная конференция наметила главные задачи восстановительного периода, создания прочного экономического фундамента социалистического строительства. В январе 1921 г. состоялся первый Кубано-Черноморский областной съезд Советов, утвердивший план восстановления народного хозяйства области. Новороссийцы активно откликнулись на эти решения и широким фронтом развернули работы по восстановлению своего города.
По постановлению ревкома Новороссийцы расчищали улицы, в городе проводились субботники и воскресники, восстанавливали предприятия, здания и сооружения .В техникумах, в проф. тех. школах обучалось более тысячи человек.
За короткий срок в Новороссийске вошли в строй десятки больших и малых промышленных предприятий. Широко развернулись работы в морском торговом порту, грузооборот его за пять лет увеличился в 50 раз. В 1920 г. цементники произвели 34 тысячи бочек цемента, а через пять лет они отправили 300 тысяч бочек цемента на строительство только Волховстроя — первой крупной гидроэлектростанции того времени. В 1925 г. коллектив цементного завода "Пролетарий" рапортовал стране о новой трудовой победе — выпуске миллионной бочки1 цемента. В середине этого же года входят в строй цементные заводы "Октябрь" и "Победа Октября". К этому времени на новороссийских цементных заводах вырабатывается до 37% всего цемента, производимого в стране.
В ознаменование первых трудовых побед в социалистическом труде цементники воздвигли у стен первенца новороссийской цементной промышленности — завода "Пролетарий" — железобетонную арку. Далеко с шоссе видны начертанные на ней революционные лозунги "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" и "Мы наш, мы новый мир построим".
По постановлению ревкома Новороссийцы расчищали улицы, в городе проводились субботники и воскресники, восстанавливали предприятия, здания и сооружения .В техникумах, в проф. тех. школах обучалось более тысячи человек.
За короткий срок в Новороссийске вошли в строй десятки больших и малых промышленных предприятий. Широко развернулись работы в морском торговом порту, грузооборот его за пять лет увеличился в 50 раз. В 1920 г. цементники произвели 34 тысячи бочек цемента, а через пять лет они отправили 300 тысяч бочек цемента на строительство только Волховстроя — первой крупной гидроэлектростанции того времени. В 1925 г. коллектив цементного завода "Пролетарий" рапортовал стране о новой трудовой победе — выпуске миллионной бочки1 цемента. В середине этого же года входят в строй цементные заводы "Октябрь" и "Победа Октября". К этому времени на новороссийских цементных заводах вырабатывается до 37% всего цемента, производимого в стране.
В ознаменование первых трудовых побед в социалистическом труде цементники воздвигли у стен первенца новороссийской цементной промышленности — завода "Пролетарий" — железобетонную арку. Далеко с шоссе видны начертанные на ней революционные лозунги "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" и "Мы наш, мы новый мир построим".
#14
- 2 октября 2012, вторник
Важным событием в жизни Новороссийска было открытие памятника В. И. Ленину, установленного в морском торговом порту перед зданием Дворца труда. Это был один из первых памятников вождю мирового пролетариата в нашей стране. На траурных митингах в связи с кончиной В. И. Ленина труженики предприятий города решили воздвигнуть памятник Владимиру Ильичу и отчислить для этого свой однодневный заработок. Деньги поступали и от трудящихся Анапы, Туапсе и других городов и населенных мест Черноморья. Закладка памятника произошла 7 ноября 1925 г. Бронзовая скульптура вождя, выполненная на Ленинградском заводе "Красный выборжец", установлена на постаменте в виде корабля "Коминтерн". Открытие памятника состоялось 1 мая 1926 г.
Говоря об этом событии, следует отметить, что в Новороссийске впервые в нашей стране начал скульптурную Лениниану известный советский скульптор Степан Эрьзя (Нефедов) . В последний свой приезд в Новороссийск, продолжавшийся до осени 1922 г., С. Эрьзя выполнил два мраморных бюста — В. И. Ленина и К. Маркса. В Новороссийске С. Эрьзя подготавливает проект памятника "Павшим борцам Революции", который в ту пору не смогли осуществить.
В память о революционерах, активно участвовавших в борьбе за установление Советской власти в Новороссийске
А Худанине, X. Скобликове, А. Губернском, А. Рубине, на одной из центральных улиц установлен обелиск.
В условиях огромных трудностей послереволюционного периода в Новороссийске, как и во всей стране, первостепенное внимание уделялось воспитанию детей. Уже в октябре 1920 г. в городе были отремонтированы и подготовлены для занятий 32 школы. А через год в 34 начальных и средних школах обучалось уже 6165 учеников. Детские дома, приюты, трудовые колонии создавались для голодающих детей, которых тысячами принимал в то время Новороссийск. Детский городок на 300 беспризорных был создан в дачном месте на берегу Черного моря.
Говоря об этом событии, следует отметить, что в Новороссийске впервые в нашей стране начал скульптурную Лениниану известный советский скульптор Степан Эрьзя (Нефедов) . В последний свой приезд в Новороссийск, продолжавшийся до осени 1922 г., С. Эрьзя выполнил два мраморных бюста — В. И. Ленина и К. Маркса. В Новороссийске С. Эрьзя подготавливает проект памятника "Павшим борцам Революции", который в ту пору не смогли осуществить.
В память о революционерах, активно участвовавших в борьбе за установление Советской власти в Новороссийске
А Худанине, X. Скобликове, А. Губернском, А. Рубине, на одной из центральных улиц установлен обелиск.
В условиях огромных трудностей послереволюционного периода в Новороссийске, как и во всей стране, первостепенное внимание уделялось воспитанию детей. Уже в октябре 1920 г. в городе были отремонтированы и подготовлены для занятий 32 школы. А через год в 34 начальных и средних школах обучалось уже 6165 учеников. Детские дома, приюты, трудовые колонии создавались для голодающих детей, которых тысячами принимал в то время Новороссийск. Детский городок на 300 беспризорных был создан в дачном месте на берегу Черного моря.
#15
- 2 октября 2012, вторник
Много сил и энергии делу народного образования отдавал известный советский писатель Ф. В. Гладков, который долгое время жил и работал в Новороссийске. Учитель, редактор газеты "Красное Черноморье", заведующий подотделом отдела народного образования — таков путь Федора Гладкова в Новороссийске, куда он прибыл после Сибирской ссылки 1910 г. Новороссийцы свято чтят память замечательного писателя. Его именем названа улица города, школа № 22, один из рефрижераторов рыбного флота. В Новороссийске создана мемориальная квартира Ф. В. Гладкова.
Николай Островский, чье имя известно всему миру, жил и работал в те годы в Новороссийске.
С Новороссийском связано имя писателя и драматурга В. Вишневского.
Благородные дела многих известных представителей советской интеллигенции внесли немалый вклад в развитие культуры города.
Трудовой энтузиазм, царивший в годы первых пятилеток, постоянно был направлен на увеличение темпов восстановления и развития Новороссийска. В городе появляется ряд новых предприятий. Увеличивается население. К 1925 г. оно в полтора раза превысило уровень 1913 г. и достигло 65 тысяч человек.
Особое внимание уделяется дальнейшему росту основной отрасли городского народного хозяйства — цементной промышленности. Реконструируются и модернизируются все цементные заводы. На заводе "Октябрь" входят в строй две вращающиеся печи. На заводе "Пролетарий" совершенствуется технология производства, вводятся в действие новые печи обжига и мельницы, расширяется карьер, улучшается силовое хозяйство. К 1940 г. выпуск цемента возрастает по сравнению с 1913 г. более чем в 2,5 раза.
В эти годы Новороссийск производил каждую четвертую тонну отечественного цемента. Он идет на строительство Днепрогэса, московского метро, на сооружение портов и других объектов в Ленинграде, Мариуполе, Николаеве, Баку, Грозном и других городах. Новороссийский цемент экспортируется в Англию, Турцию, Иран, Афганистан, африканские и другие страны. На всемирной выставке в Париже в 1936 г. цемент, произведенный на заводе "Пролетарий", был удостоен Золотой Медали.
Николай Островский, чье имя известно всему миру, жил и работал в те годы в Новороссийске.
С Новороссийском связано имя писателя и драматурга В. Вишневского.
Благородные дела многих известных представителей советской интеллигенции внесли немалый вклад в развитие культуры города.
Трудовой энтузиазм, царивший в годы первых пятилеток, постоянно был направлен на увеличение темпов восстановления и развития Новороссийска. В городе появляется ряд новых предприятий. Увеличивается население. К 1925 г. оно в полтора раза превысило уровень 1913 г. и достигло 65 тысяч человек.
Особое внимание уделяется дальнейшему росту основной отрасли городского народного хозяйства — цементной промышленности. Реконструируются и модернизируются все цементные заводы. На заводе "Октябрь" входят в строй две вращающиеся печи. На заводе "Пролетарий" совершенствуется технология производства, вводятся в действие новые печи обжига и мельницы, расширяется карьер, улучшается силовое хозяйство. К 1940 г. выпуск цемента возрастает по сравнению с 1913 г. более чем в 2,5 раза.
В эти годы Новороссийск производил каждую четвертую тонну отечественного цемента. Он идет на строительство Днепрогэса, московского метро, на сооружение портов и других объектов в Ленинграде, Мариуполе, Николаеве, Баку, Грозном и других городах. Новороссийский цемент экспортируется в Англию, Турцию, Иран, Афганистан, африканские и другие страны. На всемирной выставке в Париже в 1936 г. цемент, произведенный на заводе "Пролетарий", был удостоен Золотой Медали.
2 100 рублей в подарок новым пользователям Airbnb!
- Сервис для аренды жилья от местных жителей Airbnb дарит 2100 рублей на первую поездку для новых аккаунтов. Для этого нужно зарегистрироваться по этой ссылке (инвайт от админа) и выбрать жилье на более чем 4500 рублей.
- А для владельцев аппартаментов в сервисе можно неплохо заработать, сдавая жилье в аренду.
Быстрый ответ
Чтобы писать на форуме, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.